Финлиядизация - оскорбительный термин
После Второй мировой войны Сталин решительно настроился не допустить в будущем ни военной угрозы со стороны Запада или любой другой страны, граничит с Советским Союзом. Для обеспечения этого решения Москва поставила коммунистические правительства во всех таких странах, освобожденных от нацистской оккупации. В результате, как тревожно заметил Черчилль в 1946 году, железный занавес разделил Европу «от Щецина на Балтийском море до Триеста на Адриатическом».
Впрочем, на протяжении всей холодной войны оставалась одна страна с капиталистической экономикой, западным образом жизни и длинным общей границей с СССР, которой удалось более или менее мирно сосуществовать с гигантским соседом более 40 лет. Она ни разу не подверглась вторжению, в отличие от восточноевропейских стран, которые опрометчиво бросали вызов советскому верховенству, и никогда не вступала в формальные союзы с Москвой, военные или экономические. Этой страной была Финляндия.
В самый разгар холодной войны Европа была разделена надвое. Западные, особенно американские, политики считали, что соседи СССР были «либо с нами, либо против нас». А глядя на Финляндию, они решили, что несколько правительств подряд в Хельсинки получали относительную свободу действий только потому, что добровольно, безвольно позволили выхолостить себя, неофициально став чуть ли не еще одной советской республикой. В 1961 году, после начала Берлинского кризиса, западногерманский ученый Рихард Левенталь запустил в оборот термин «финляндизация», предупреждая о попытке СССР получить влияние в Европе теми же силовыми методами, которые он применял в Финляндию. С тех пор это слово стало политической бранью для пренебрежительного обозначения стран, которые не желали защищать свои права.
Финнов такой термин очень возмущал. Они утверждали, что это слово неуместно, заявляли, что Финляндия не сателлит Советского Союза и их политика была единственно возможной для обеспечения свободы и западного образа жизни. Финны признавали, что цена вопроса - постоянный нейтралитет во всех смыслах слова, неприсоединения к одному западного альянса против Москвы, запрет использования своей территории для каких-либо действий, которые можно расценивать как антисоветские. Они пошли еще дальше: Финляндия никогда официально не осуждала советской политики, не голосовала против России в ООН и никогда не позволяла своей прессе и политикам никаких высказываний против советского коммунизма. Всех советских перебежчиков, которым удавалось добраться до Финляндии, немедленно выдавали назад.