Коррупция в Украине: что нужно понимать и что нужно делать?
Обычно перед тем, как разрабатывать и воплощать эффективные решения, стоит понять суть проблемы. Для этого я поставлю и отвечу на четыре вопроса о коррупции в Украине.
Мы все должны четко представлять себе, какой смысл вкладываем в понятие «коррупция». Это неправильное использование или злоупотребление государственными активами со стороны самих государственных служащих или в сотрудничестве с другими должностными или частными лицами - для личной, семейной, партнерской выгоды или выгоды приспешников. Чаще всего государственные активы - это деньги, хотя может быть и недвижимое имущество, частная собственность или просто определенная информация. Примерами коррупционных действий является подкуп, откаты, воровство государственных активов, конфликт интересов и другие коррупционные схемы. Кроме того, бывают и другие злоупотребления в правительстве, такие как монополизация власти, но не всегда злоупотребления со стороны правительства является коррупцией.
I. Почему в Украине такой высокий уровень коррупции?
Невозможно осознать масштабы коррупции в Украине без понимания четырех характеристик советского общества, и до сих пор ее преследуют. А именно:
моральная деградация общества;
виртуальность, то есть систематическое притворство, будто вещи являются не такими, как на самом деле;
социальная атомизация;
фундаментальная деформация советской правовой системы, в которой практически не действовал принцип верховенства права.
Приехав впервые в Украине в 1989 году, когда она еще была в составе СССР, я услышал два феноменальные анекдоты, которые отражают патологии моральной деградации и виртуальности. Первый - «Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем»; второй - в Советском Союзе люди «говорят одно, думают другое, а делают третье». Николай Рыжков, премьер-министр СССР во время правления Горбачева и один из архитекторов перестройки, говорил о тотальности этих двух патологий, говоря в 1985 году о том, что «моральное состояние [советского] общества» - его «страшная» особенность. Он пояснил: «[Мы] воровали сами по себе, брали и втискалы взятки, врали в отчетах, газетах и с высоких трибун, упивались собственной ложью, вешали друг другу ордена. И все это - сверху вниз и снизу вверх ».
Третий фактор - это социальная атомизация. Именно гражданское общество, весь этот ансамбль независимых от правительства социальных организаций и институтов, учит нас и дает возможность строить доверие и солидарность с другими и ожидать доверия и солидарности от них. Советская система полностью уничтожила гражданское общество и объявила вне закона его возрождения; зато возникло общество подозрения и недоверия, что привело к глубокой социальной атомизации. Если в постсоветских обществах, таких как Украина, некоторые или большинство граждан проявляют незначительную или никакой солидарности со своими согражданами и, соответственно, со всем украинским обществом, тогда не удивительно, что они вряд ли будут показывать сознательную позицию в вопросах коррупции.
Четвертым советским фактором стало катастрофическое решение Ленина и его большевиков полностью расформировать действующую правовую систему Российской империи и заменить ее «народными судами», «тройками», показательными судами и «судами кенгуру» (судебный фарс). Все они полностью подчинялись партии, совершенно отошли от понятия правосудия, как его понимали на Западе, и существовали в основном для того, чтобы помогать партии и правительству контролировать население. Это была система, так метко называется узаконенным бесправием и имитацией законности.
Невозможно представить всеохватность коррупции в Украине, так же как и в России и других постсоветских странах, осознав и не получив во внимание этих четырех факторов, унаследованных от советских времен. Для воплощения настоящих и эффективных реформ крайне необходимо отбросить их в прошлое.
|
|
|
|